28.02.2023 10:45
Аналитика.
Просмотров всего: 21115; сегодня: 8.

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

В 2022 году микрофинансовые организации (МФО) выдали на 22% больше займов, чем годом ранее. В большей степени рост произошел во втором полугодии. В частности, повысился объем выдач займов для малого и среднего бизнеса: предпринимателям было выдано 60 млрд рублей, что на 19% больше, чем в 2021 году.

В прошлом году МФО продолжили активно развивать интернет-кредитование — портфель онлайн-займов вырос на 53%. Самое большое количество дистанционных договоров (82%) было заключено в IV квартале. Некоторые компании начали заключать такие договоры и с малым бизнесом.

Тенденции микрофинансового рынка в 2022 году*.

После снижения выдач в первом полугодии рынок МФО перешел в стадию восстановления. Увеличилась доля просроченной задолженности.

За снижением выдач в I и II кварталах последовала реализация отложенного спроса — объем выданных в III квартале займов увеличился на 25% по сравнению со II кварталом. В IV квартале компании выдали уже на 3% меньше, чем в III квартале, в том числе это обусловлено эффектом высокой базы предыдущего периода. В целом год к году объем выданных займов вырос на 22%.   

Динамика объема выдаваемых в 2022 году займов во многом зависела от сегмента POS. Как показывает практика, микрозаймы на более крупные покупки достаточно чувствительны к общей экономической ситуации — после падения выдач в первом полугодии, в III квартале объем выданных POS-займов увеличился на 88%. В IV квартале снова последовало снижение.

В 2022 году активно развивался сегмент МСП — за год малому и среднему бизнесу было выдано 60 млрд рублей, что на 19% больше, чем в 2021 году. Наиболее активный период роста сегмента — II квартал.

В течение 2022 года портфель займов демонстрировал сдержанный рост — за год 11% (для сравнения за 2021 год — 32%). При этом качество обслуживания долга ухудшилось, о чем свидетельствует как высокое значение показателя NPL 90+ (в течение трех последних кварталов 34,5 — 34,6%), так и значительный объем проданной задолженности (в 2022 году цессия составила 57,6 млрд рублей — почти в два раза больше, чем в 2021, — 30,5 млрд рублей; или 4,6 млн договоров в 2022 году против 2,7 млн в 2021 году).

Рынок МФО сильно цифровизирован – все больше займов выдается посредством онлайн-каналов.

Портфель онлайн-займов в 2022 году вырос на 53%. В IV квартале 2022 года 82% всех договоров было заключено онлайн (для сравнения: в IV квартале 2021 года  — 74%), некоторые компании в 2022 году развивали направление онлайн-займов малому бизнесу. Онлайн-сегмент является достаточно конкурентным и характеризуется более высокой концентрацией — на конец 2022 года около 80% онлайн-портфеля рынка приходилось на 25 компаний.

Доли сегментов в совокупном портфеле МФО, %.

С IV квартала 2022 года в отчетности доступна статистика по новым категориям займов:

- самозанятые (онлайн и офлайн) — незначительная доля портфеля, менее 1%;

- МСП онлайн — дистанционную выдачу займов пока развивает небольшое количество компаний, доля такого портфеля чуть больше 1%;

- POS онлайн — также пока представлен у небольшого числа компаний (2,4%).

Основную часть займов компании продолжают выдавать под высокие процентные ставки.

Более 70% объема потребительских займов в IV квартале было выдано в диапазоне дневной процентной ставки 0,8–1%, доля договоров, заключенных в данном диапазоне, — 82% от общего количества.

Более 40% объема выдач потребительских займов в IV квартале пришлось на займы с ПДН более 80% — значение оставалось стабильным на протяжении трёх последних кварталов.

Объем привлекаемых средств соответствовал ситуации на рынке. Компании более активно используют привлечение финансирования посредством выпуска облигаций.

Объем привлекаемых МФО средств в 2022 году соответствовал динамике выдаваемых займов: снижение активности в первой половине года, рост объемов привлечения в III квартале. Объем привлечения в IV квартале 2022 года по сравнению с III кварталом сократился на 8% (портфель — на 13%), при этом значение выше показателей I — II кварталов. В основном снижение произошло за счет компаний, работающих в сегменте POS.

Кроме традиционных источников финансирования, в течение 2022 года семь МФК привлекли 1,3 млрд рублей путем выпуска и размещения облигаций, в целом обязательства по размещенным облигациям на конец 2022 года были у 11 компаний на общую сумму 12 млрд рублей.

Основой рынка МФО постепенно становятся крупные технологичные компании.

Основную часть прибыли на рынке МФО формируют компании с портфелем свыше 1 млрд рублей: рынок МФО постепенно концентрируется, крупным компаниям проще соответствовать меняющейся экономической конъюнктуре и адаптировать свои бизнес-модели. Сформированная клиентская база и уровень технологического развития позволяют таким компаниям своевременно перестраивать скорринговые модели и продуктовую линейку под нужды заемщиков. Прибыль рынка за 2022 год выросла по сравнению с 2021 годом на 40%.

* Показатели на 31 декабря 2022 года и за IV квартал 2022 года представлены на основании данных предварительной отчетности на 31 декабря 2022 года.

Указанное значение не учитывает займы, выданные онлайн, которые были выделены в отчетности в качестве самостоятельной категории в IV квартале 2022 года (за 2022 год — около 9 млрд рублей).


Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка

Рост кредитования и переход в онлайн: тенденции микрофинансового рынка


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=14582
Поделиться:

Интересно:

Новый день воинской славы появился в России
19.03.2025 14:51 Новости
Новый день воинской славы появился в России
В России появился новый день воинской славы – День окончания Ленинградской битвы.  Депутаты Государственной Думы единогласно приняли в первом чтении и в целом закон, в соответствии с которым в России будет установлена новая памятная дата – День окончания Ленинградской битвы. Законодательная инициатива принадлежит Президенту Владимиру Путину. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в своем канале в Telegram напомнил, что Ленинградская битва длилась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самой продолжительной в Великой Отечественной войне — 1127 дней. «Одна из страшнейших страниц — блокада Ленинграда. 872 дня жители осажденного города, несмотря на все испытания и лишения, продолжали работать для фронта. Проявляя...
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...